В краю непуганых медведей
Предприятия, развивающие собственные телекоммуникационные сети, имеют на это веские основания. Под их управлением находятся тысячи объектов удаленного контроля, к безопасности которых предъявляются особые требования, а также подразделения, чья география деятельности охватывает тысячи километров, в том числе настолько труднопроходимые и малонаселенные районы, что операторы связи придут туда еще не скоро.
Именно такая структура у компании «Транснефть». Ее дочернее предприятие «Связьтранснефть» управляет всей технологической сетью отечественной нефтепроводной отрасли.
Неординарная задача
Сеть развивалась одновременно с магистральными нефтепроводами, ведь для управления транспортировкой нефти требуется единая система связи. Отраслевые операторы не смогли предложить ни проводную, ни мобильную полную альтернативу корпоративной технологической сети «Связьтранснефти».
Ее строительство — неординарная задача. Нефтемагистрали проложены во всех регионах нашей страны, и по мере удаления от центральных областей проявляются особенности, которые превращают каждый строительный проект в уникальный.
Специалисты и инженеры «Классики» строят подобные сети уже четверть века, и сегодня «Классика» — партнер «Связьтранснефти» в создании единого информационного пространства «Транснефти» от места добычи нефтяного сырья до нефтеперерабатывающих заводов или границ страны. С точки зрения топографии линии связи — это простые линейные объекты, ведущие от одной точки на карте до другой вдоль трасс нефтепроводов, но, как и сами нефтяные магистрали, они прокладываются по наиболее короткому пути, и слишком часто рядом не оказывается населенных пунктов, дорог и даже подъездных путей. Оборудование может быть расположено в местах, недоступных для людей и техники несколько месяцев в году. При этом основные требования, которые предъявляют к нему заказчики, — дальность связи, ведь это экономит расходы, и высокая надежность, поскольку доступ к оборудованию, как вы понимаете, бывает затруднен.
«Связьтранснефть» предпочитает не зависеть от одного производителя, поэтому ее сеть мультивендорная. Оборудование DWDM от Infinera может соседствовать с оборудованием передачи данных от Huawei. Компания учитывает надежность устройств, соотношение стоимости и качества, уровня техподдержки, а также фактор, который системные интеграторы часто игнорируют, — распространенность оборудования конкретного вендора в данном регионе. Этот аспект важен, так как позволяет надеяться, что в районе эксплуатации сети можно будет найти соответствующих специалистов для ее обслуживания и ремонта.
Резервирование по географически разнесенным маршрутам в случае прокладки связи для таких линейных объектов, как нефтемагистрали, слишком дорого, и все же повысить надежность сети можно. Оборудование резервируется по питанию, интерфейсу, платам, контроллерам. Одна из мер — внедрение инструментов, способных спрогнозировать появление обрыва или деградации на линии (а надежность и качество работы оборудования, отметим еще раз, — ключевые критерии!).
Без выходных и отпусков
В некоторых регионах передвигаться приходится только по зимникам, в периоды межсезонья и летом все превращается в непроходимое болото на километры вокруг. Строительство линий связи можно сравнить с экспедицией в Заполярье. Очень часто нет возможности организовать дополнительные поставки, что налагает особые требования на планирование работ. Нужно обеспечить запас топлива, запасных частей и инструментов, питание, проживание — все необходимое для строителей и монтажников на год, да еще с запасом на непредвиденные случаи, потому что короткий строительный сезон не подразумевает перерывов. Плохое планирование и ожидание запасных частей для сломанной техники выливается в увеличение периода строительства на год.
Бывает сложно даже попасть на строительную площадку. Есть места, куда не проедут никакие машины, кроме техники повышенной проходимости.
Однажды, — рассказывает руководитель департамента управления проектами «Классики» Роман Романов, — мы вместе со специалистами «Связьтранснефти» монтировали объект в пойме Оби, и чтобы завезти необходимую технику и оборудование, пришлось арендовать баржу.
Зачастую, работая в условиях дикой природы, приходится учитывать и особенности местной фауны. Выяснилось, что самые убежденные противники строительства линий связи — медведи. Если медведь поймет, что на территории, где располагаются бригады монтажников, можно раздобыть еду, он будет бродить поблизости, а не только применять, но даже иметь оружие возле нефтяной трубы запрещено. Единственный способ отвадить медведей — строжайший запрет на мусор. Убедившись, что поживиться на объекте нечем, звери обычно уходят.
Работы ведутся без выходных и отпусков в течение всего короткого строительного периода. Свою бригаду «Классика» подбирает так, чтобы каждый человек в ее составе владел несколькими профессиями. Так, три или четыре механизатора могут управлять любой техникой, используемой на объекте. Прокладкой кабеля и монтажом активного оборудования занимаются не более четырех-пяти монтажников — сертифицированных инженеров, освоивших несколько специальностей. Они настраивают активное оборудование, монтируют и подключают питание, оборудование контроля температуры.
Сеть «Связьтранснефти» — это не только передача данных по оптоволокну, но и воздушная связь, что означает строительство вышек и проведение других высотных работ, к которым имеют доступ монтажники «Классики».
Впрочем, проложить волоконную оптику не легче, чем воздушные линии. Очень часто выручает горизонтальное бурение. В одном проекте на протяжении без малого 500 километров инженеры использовали этот метод прокладки кабеля двести раз. Самый протяженный прокол был под Окой — 974 метра. Пришлось семь раз делать горизонтальные проколы по 600–700 метров и построить множество мелких переходов по 100–200 метров.
Наша задача как партнера — строительство необходимой инфраструктуры, с помощью которой «Связьтранснефть» будет предоставлять своей материнской компании любые услуги связи — от телефонии и радиосвязи до передачи данных и обеспечения работы приложений, — поясняет Роман Романов.
Протяженность сети «Связьтранснефти» уже превышает шестьдесят тысяч километров. Предоставляемой связью пользуется вся структура НК «Транснефть». Сеть развивается: она растет по 500–2000 километров в год, кратно увеличивается ее емкость благодаря установке оборудования спектрального уплотнения сигнала. Эта система обеспечивает функционирование нефтепроводов компании (от передачи данных датчиков до управления задвижками) и взаимодействие ремонтных и строительных бригад. Сегодня системы связи и системы транспортировки и управления потоками нефти неразделимы.